Пояснительная записка
Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в
себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного
воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,
приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и
растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к
прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под
музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена
меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и
вызывают восхищение. Танец пробуждает у ребенка светлые и радостные чувства.
Дети получают огромное удовольствие от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Особенностью данной программы является то, что она разработана хореографического ансамбля воспитанников детского дома. Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному
искусству, позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к
огромному богатству танцевального и музыкального народного творчества,
способствуют формированию сплоченного детского коллектива.
Программа кружка «Хореография» имеет художественно-
эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию
интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она
рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение
концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их
совершенствования. Занятия в кружке приобщают обучающихся к
пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной
культурой прошлого и настоящего России, способствуют формированию
художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего
имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способности к самовыражению в танце.
Данная программа является модифицированной комплексной (так как
осваиваются классический, народный и современный детский танцы).
Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от
выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика
артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной работы.
Цели и задачи программы:
Цели:
- Развитие творческого и духовного потенциала ребенка средствами
хореографии, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в
целом и его определенных способностей;
- оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и
адаптации в современных условиях жизни;
- формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству.
Задачи:
Образовательные:
- формирование базовых хореографических навыков в области
классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков
гимнастики, актерского мастерства, знание основных хореографических стилей и жанров;
- развитие исполнительских способностей воспитанников;
-организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях и т.п.);
Развивающие:
- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- приобщение воспитанников к истории искусства танца;
- развитие интереса детей к традициям русской культуры;
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия. Формирование таких качеств личности как
терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к
самосовершенствованию и творческому росту;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности
ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
- воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично
воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории;
- формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья;
- формирование у учащихся собственной системы нравственных и
эстетических ценностей, общей культуры личности.
Для осуществления целей и задач программы определены следующие разделы:
• «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.
• «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.
• Партерная гимнастика.
• «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца. • «Народно-сценический танец».
• «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.
• ««Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.
• «Постановочная работа» – знакомство с композицией танца.
Раздел «Ритмика» является одним из основных
на первом году обучения, он способствует общему
физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению
танцу.
«Азбука классического танца» - один из основных разделов, так как он
является основой для различных направлений танцевального искусства,
средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры
движения.
«Народно-сценический танец»– также является одним из основных разделов, так как именно народный танец является основоположником всего танцевального искусства.
Для создания качественного репертуара ансамбля уже с 1-го года обучения
ведется «Постановочная работа».
Структура программы предполагает постепенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В младшую группу ансамбля принимаются дети, которые имеют хорошие физические,танцевальные и музыкальные данные, обладающие выносливостью и
хорошей координацией движений. Система занятий в хореографическом кружке создает условия для многостороннего и гармоничного развития воспитанникам, позволяет им самовыразиться, продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку и красоту тела.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности. Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, наши воспитанники приобретут следующие знания, умения и навыки:
- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного движения;
- эмоциональную выразительность;
- усвоение основ классического, народно-сценического, современного детского танцев, освоение хореографической терминологии;
- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий
и постановочной работе;
- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;
- научатся аккуратности и дисциплинированности.
На основе данной программы формируется базовая культура личности ребенка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию.
Методы работы, используемые в реализации данной программы.
В процессе хореографических уроков развитию у ребенка стремления к творчеству, творческих способностей содействуют определенные методы и приемы в организации образовательной деятельности. В связи с этим педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, опираясь на следующие методы:
Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации педагог
начинает с точного безукоризненного показа.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же педагог ставит перед учащимися определенные задачи, хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и эмоциональность учителя.
Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а так же различных ансамблей танцев, фотографий, иллюстраций).
Музыкальное сопровождение, как методический прием. Педагог своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию.
Игровой метод. Учитель подбирает такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает веселое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Метод использования минимума танцевальных элементов при
максимуме их всевозможных сочетаний. Этот метод актуален на 1-ом году обучения. Детальная проработка небольшого количества движений дает возможность их качественного усвоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создает у детей впечатление новизны и дает простор фантазии.
Практический метод - самостоятельное выполнение учащимися упражнений и танцевальных комбинаций.
Кроме того образовательный процесс строится с учетом основных педагогических принципов:
Систематичность и регулярность занятий;
Последовательность в овладении материалом;
Постепенность развития профессиональных данных учащихся, а так же увеличения физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному);
Целенаправленность учебного процесса.
На всех этапах обучения воспитательная работа включает в себя организационную работу, коллективно-творческие мероприятия, участие в мероприятиях по плану детского дома, так же теоретические занятия, где предполагается проведение инструктажей по ТБ, различных бесед, занятия по истории хореографии. Образование в системе хореографического кружка предполагает и активную самостоятельную работу воспитанников по отработке и закреплению полученных знаний и умений, а также серьезную внутреннюю работу по воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность; чувства коллективизма, взаимопомощи, стремление к
совершенству, гармонии. Осуществляя обучение, руководитель кружка придерживается дифференцированного подхода к воспитанникам, учитывая их индивидуальные особенности, уважая их личность, создает условия для дальнейшего становления, развития всех ее сторон и способностей, направляет творческий рост, строит отношения с учениками на принципах осознанной демократии и сотрудничества.
Неотъемлемой частью жизни коллектива и важнейшим условием эффективности реализации программы является включение родителей в деятельность коллектива.
Главными показателями результативности и эффективности реализации
программы являются стабильность, благополучие и высокая сохранность детского коллектива, оценка выступлений коллектива на региональных и муницапальных мероприятиях.
Режим занятий
основной курс –2- 3 раза в неделю по 45минут-1.5 часа. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Индивидуальные занятия, начиная с 1 года обучения, проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Младшая группа занятия 2-раза в неделю по 1 академическому часу.
I год обучения
1. Введение.
Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Выбор родительского комитета. Обсуждение и решение проблем: оформления и оборудования класса, подготовки костюмов, организации отдыха на каникулах.
2. Ритмика и музыкальная грамота.
Предмет ”Ритмика” является неотъемлемой частью начального образования. Цель данного предмета – активизировать восприятие учащимися музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности.
Ритмические задания решают одновременно несколько задач: развивают музыкальность, координацию движений, активизируют внимание, требуют внутренней собранности. На занятиях ритмикой используется игровой метод как ведущий, так как игра доставляет детям большое удовольствие, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того,игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. Выполняя ритмические движения, имеющие игровой характер, дети учатся различать
темп, особенности ритма и сочетать свои движения с музыкой.
Задачи:
- Развитие музыкальности, чувства ритма, внимания, памяти.
- Формирование музыкально-двигательных навыков.
- Развитие координации тела, ориентировки в пространстве.
- Усвоение простых танцевальных движений.
- Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.
Для решения задач программой предусмотрено:
- Знакомство учеников с простейшими элементами музыкальной грамотычерез движение, ритмические рисунки, хлопки, притопы на основе детского музыкального материала, сказок, песен, считалок, закличек и т.д.
- Овладение навыками координации движений, развитие «мышечного чувства».
- Оздоровление детей через систему движений и правильного дыхания.
Темы.
1.Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движении: характера музыки (веселый, грустный), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (тихо,громко), куплетной формы (вступление, запев, припев), жанров музыки(вальс, полька, марш), пауз (четвертной, восьмой).
2.Упражнения на развитие основных навыков и умений (для корпуса рук, ног, головы в разном характере, темпе, ритме).
3.Ходьба и бег, марш, прыжки, подскоки, галоп.
4.Танцевальные элементы.
5.Музыкальные загадки, сказки, композиции.
6.Упражнения с предметами: мячами, скакалками, бубнами, платочками.
7.Упражнения на развитие координации движений.
8.Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте,построение в круг, движение по кругу.
9.Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
«Играем в скакалку, мяч», «собираем ягоду», «проснулись-потянулись»; движения в образе зверей, сказочных персонажей.
10.Танцы-игры на развитие творческих способностей.
11.Танцевально-ритмические этюды.
12.Музыкально-ритмические игры.
3. Азбука классического танца и партерная гимнастика.
Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения. Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага, прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает воспитанникам постоянно находиться в танцевальной форме.
Цели:
-развитие личности воспитанника;
-социальная адаптация;
-формирование духовно-нравственных ценностей;
-укрепление здоровья;
-подготовка двигательного аппарата обучающихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической сложности;
-воспитание трудолюбия;
-воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
-формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
-активизация мышления, развитие творческого начала;
-активизация интереса к классическому танцу;
-овладение навыками музыкально-пластического интонирования;
-совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных,
исправление физических недостатков);
-развитие пластичности, координации, хореографической памяти,
внимания, формирование технических навыков;
-воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
-формирование навыков коллективного общения;
-раскрытие индивидуальности.
При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими
принципами:
-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более
сложным;
-чередовать упражнения быстрые и медленные;
-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с
последующим ускорением;
-следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;
-переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
-объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
-воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Темы.
1. Вводное занятие:
-Инструктаж по Т.Б.;
-Беседа о классическом танце.
2.Основы партерной гимнастики:
- упражнения на полу на напряжение и расслабление мышц;
-сокращение и вытягивание стоп;
-упражнения на выработку выворотности ног («бабочка», «жаба»);
-наклоны корпуса к ногам (медленные и резкие);
-упражнения на группы мышц спины («кораблик», «кошечка»);
- упражнения на группу мышц живота («уголок»);
-упражнения на развитие гибкости («лягушка», «кольцо», «мостик»);
-наклоны в сторону;
-упражнения на развитие шага («звездочка»);
-продольные и поперечные шпагаты.
3.Упражнения у станка (лицом к станку):
-постановка корпуса в 6, 1 позициях;
-позиции ног 1, 2;
-releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции.
-Проучивание 5 позиции ног;
-Relewe на полупальцы в 1,2,5 позициях;
-Проучивание demi plie (маленькое приседание) и grand plie (глубокое
приседание) по 1,2,5 позициям;
-Battement tendu (вытянутый батман) из 1 позиции во всех направлениях
лицом к станку, затем из 5 позиции боком к палке;
-Battement tendu из 1 позиции с demi plie;
-Passe par terre (проведение ноги по полу вперед и назад через 1 позицию);
-Понятие направлений en dehors и en dedans (наружу и внутрь);
-Demi rond de gambe par terre (круг ногой по полу) en dehors и en dedans из 1
позиции;
-Rond de gambe par terre en dehors и en dedans из 1 позиции;
-Battement tendu gete (вытянутый бросковый батман) с 1,5 позиций;
-Положение ног sur le cou de pied (условное спереди и учебное сзади);
-Relewe lents на 45 град. из 1, 5 позиций;
-Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку;
-Растяжка по станку;
-Проучивание preparation, стоя боком к станку.
4.Упражнения на середине зала:
-понятия en fas и epaulement(точки хореографического зала);
-позиции рук: подготовительная, 1,2,3;
-поклон.
-1е port de bras (переводы рук в три позиции);
-Подготовка к вращениям (работа головы по точкам).
5.Упражнения по диагонали:
-pas польки;
-«трамплинные» прыжки.
6.Упражнения на развитие эластичности связок: (releve, наклоны корпуса).
7.Allegro: «трамплинные» прыжки по 6 позиции, «мячики», temps soute по I; II; V позициям
4. Народно-сценический танец.
Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же
национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ, Болгария, Испания, Венгрия и др., что позволяет расширить кругозор детей, развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы,различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость, оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью,
жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые).
Цели:
-ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью
народноготанца;
-воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры
народа;
-приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
-воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно
передать национальный стиль и манеру народного танца;
-создание репертуара ансамбля.
Задачи:
-формирование знаний в области народной хореографической культуры;
-развитие эмоциональности и артистичности исполнения;
-овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных
народов;
-развитие исполнительских способностей учащихся.
В задачу 1 года входит знакомство с основными позициями и положениями
рук и ног, положениями головы и корпуса во время исполнения простейших
элементов, освоение этих элементов на середине зала, развитие
элементарных навыков координации движений. Для 1 года обучения
рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского и
белорусского народных танцев.
Темы.
1.Вводное занятие:
-Обсуждение планов учебного года;
-Беседа об истоках народного танца.
2.Экзерсис на середине зала:
-Поклон в характере русского танца;
-Ходы и проходки на середине зала, выстраивая рисунок квадрат, круг,
диагональ и др.:
а) простой бытовой шаг;
б) переменный ход на всю стопу;
в) переменный ход то на всю стопу, то на полупальцы;
г) ход с первым шагом на каблук;
д) ход с проскальзывающим ударом по свободной 1 позиции;
е) «боярский » ход;
ж) шаг с одним ударом, с двойным.
-«Елочка»;
-«Гармошка»;
-Основные положения рук:
а) подготовительное положение рук- обе руки свободно опущены вдоль
корпуса, кисти повернуты ладонью к корпусу;
б) позиции рук: 1,2,3;
в) подготовка к началу движения- руки на талию, пальцы собраны.
-Положения рук в парных и массовых танцах - «цепочка», «круг»,
«звездочка», «карусель», «корзиночка»;
-Основные положения ног: 1,2,3-я свободные и прямые позиции, 1 и 2
закрытые;
-Раскрывание и закрывание рук:
а) одной руки;
б) двух рук;
в) поочередное раскрывание рук;
г) переводы рук в различные положения;
-Притопы:
а) одинарные;
б) удар всей стопой;
в) шаги с притопом в сторону;
г) тройные;
-Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции;
-Боковые перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции;
-Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах;
-Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя;
-Выведение ноги на каблук из свободной 1 позиции, затем приведение ее в
исходное положение;
-Подготовка на дробные выстукивания;
-Подготовка к присядке (мужское):
а) полуприсядка - полное приседание по 1 позиции;
б) мячики по 6 и 1 позициям;
в) мячики по 1 поз. в повороте по точкам.
-Присядки:
а) по 1 поз. с выносом ноги на каблук вперед и в сторону;
б) с выходом на «разножку» и на «каблучки».
-Хлопки (мальчики):
а) одинарные, двойные, тройные (фиксирующие и скользящие удары);
б) в ладони;
в) по бедру и по голенищу сапога.
-Простые комбинации хлопушек;
-Прыжки на месте:
а) трамплинные;
б) поджатые в сочетании с бегом.
3.Движения по диагонали:
-Шаги с поворотом в продвижении.
-Подготовка на «бегунок».
-Вращения на подскоках по ¼ круга на двух подскоках.
4Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений в
русском характере.
5.Элементы белорусского народного танца «Лявониха» и «Крыжачок»:
-Основные положения рук.
-Основной ход танца «Лявониха».
-Основные движения танца «Лявониха».
-Основной ход и движения танца «Крыжачок».
-Присядка на двух ногах по 6 поз. из стороны в сторону и с выбросом ноги
по диагонали назад.
- Хореографический номер на материале русского танца (например,
«Порушка-Параня»).
5. Танцевальные этюды.
1. "Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.
- «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
3.Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
- Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
- «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
- «Вальс» – для закрепления изученных движений.
- Вариации с включением изученных элементов.
6. Постановка.
Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.
Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость). |