Главная » Файлы » Положения » Образовательные программы

Хореография
15.05.2021, 18:13

Пояснительная записка

 

   Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в
себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного
воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,
приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и
растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к
прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под
музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена
меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и
вызывают восхищение. Танец пробуждает у ребенка светлые и радостные чувства.  

    Дети получают огромное удовольствие  от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.  Особенностью данной программы является то, что она разработана хореографического ансамбля воспитанников детского дома. Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному
искусству, позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к
огромному богатству танцевального и музыкального народного творчества,
способствуют формированию сплоченного детского коллектива.

     Программа кружка «Хореография» имеет художественно-
эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию
интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она
рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение
концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их
совершенствования. Занятия в кружке приобщают обучающихся к
пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной
культурой прошлого и настоящего России, способствуют формированию
художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего
имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способности к самовыражению в танце.

    Данная программа является модифицированной комплексной (так как
осваиваются классический, народный и современный детский танцы).

Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от
выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика
артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной работы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы:

Цели:

- Развитие творческого и духовного потенциала ребенка средствами

хореографии, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в

целом и его определенных способностей;

- оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и

адаптации в современных условиях жизни;

- формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству.


Задачи:

Образовательные:

- формирование базовых хореографических навыков в области

классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков

гимнастики, актерского мастерства, знание основных хореографических стилей и жанров;

- развитие исполнительских способностей воспитанников;

-организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях и т.п.);

 Развивающие:

- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- приобщение воспитанников к истории искусства танца;

- развитие интереса детей к традициям русской культуры;

- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия. Формирование таких качеств личности как

терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к

самосовершенствованию и творческому росту;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности

ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;

- воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично

воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории;

- формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья;

- формирование у учащихся собственной системы нравственных и

эстетических ценностей, общей культуры личности.


 

Для осуществления целей и задач программы определены следующие разделы: 

«Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

«Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.

Партерная гимнастика.

• «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца. • «Народно-сценический танец».

«Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.

««Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.

«Постановочная работа» – знакомство с композицией танца.

Раздел «Ритмика» является одним из основных 

на первом году обучения, он способствует общему

физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению

танцу. 

«Азбука классического танца» - один из основных разделов, так как он

является основой для различных направлений танцевального искусства,

средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры

движения.

«Народно-сценический танец»– также является одним из основных разделов, так как именно народный танец является основоположником всего танцевального искусства. 

Для создания качественного репертуара ансамбля уже с 1-го года обучения
ведется  «Постановочная работа». 

Структура программы предполагает постепенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения  с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В младшую группу  ансамбля принимаются дети, которые имеют хорошие физические,танцевальные и музыкальные данные, обладающие выносливостью и
хорошей координацией движений. Система занятий в хореографическом кружке создает условия для многостороннего и гармоничного развития воспитанникам, позволяет им самовыразиться, продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку и красоту тела.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности. Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, наши воспитанники приобретут следующие знания, умения и навыки:
- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного движения;
- эмоциональную выразительность;
- усвоение основ классического, народно-сценического, современного детского танцев, освоение хореографической терминологии;
- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий
и постановочной работе;
- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;
- научатся аккуратности и дисциплинированности.

На основе данной программы формируется базовая культура личности ребенка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию. 

Методы работы, используемые в реализации данной программы.

В процессе хореографических уроков развитию у ребенка стремления к творчеству, творческих способностей содействуют определенные методы и приемы в организации образовательной деятельности. В связи с этим педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, опираясь на следующие методы:

Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации педагог

начинает с точного безукоризненного показа.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же педагог ставит перед учащимися определенные задачи, хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и эмоциональность учителя.

Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а так же различных ансамблей танцев, фотографий, иллюстраций).

Музыкальное сопровождение, как методический прием. Педагог своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию.

Игровой метод. Учитель подбирает такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает веселое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.

Метод использования минимума танцевальных элементов при
максимуме их всевозможных сочетаний. Этот метод актуален на 1-ом году обучения. Детальная проработка небольшого количества движений дает возможность их качественного усвоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создает у детей впечатление новизны и дает простор фантазии.

Практический метод - самостоятельное выполнение учащимися упражнений и танцевальных комбинаций.

 Кроме того образовательный процесс строится с учетом основных педагогических принципов:

Систематичность и регулярность занятий;

Последовательность в овладении материалом;

Постепенность развития профессиональных данных учащихся, а так же увеличения физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному);

Целенаправленность учебного процесса.

На всех этапах обучения воспитательная работа включает в себя организационную работу, коллективно-творческие мероприятия, участие в мероприятиях по плану детского дома, так же теоретические занятия, где предполагается проведение инструктажей по ТБ, различных бесед, занятия по истории хореографии. Образование в системе хореографического кружка предполагает и активную самостоятельную работу воспитанников по отработке и закреплению полученных знаний и умений, а также серьезную внутреннюю работу по воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность; чувства коллективизма, взаимопомощи, стремление к
совершенству, гармонии. Осуществляя обучение, руководитель кружка придерживается дифференцированного подхода к воспитанникам, учитывая их индивидуальные особенности, уважая их личность, создает условия для дальнейшего становления, развития всех ее сторон и способностей, направляет творческий рост, строит отношения с учениками на принципах осознанной демократии и сотрудничества.

Неотъемлемой частью жизни коллектива и важнейшим условием эффективности реализации программы является включение родителей в деятельность коллектива.
Главными показателями результативности и эффективности реализации
программы являются стабильность, благополучие и высокая сохранность детского коллектива, оценка выступлений коллектива на региональных и муницапальных мероприятиях. 



Режим занятий

основной курс –2- 3 раза в неделю по 45минут-1.5 часа. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Индивидуальные занятия, начиная с 1 года обучения, проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Младшая группа занятия 2-раза в неделю по 1 академическому часу. 

I год обучения

1. Введение.
Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Выбор родительского комитета. Обсуждение и решение проблем: оформления и оборудования класса, подготовки костюмов, организации отдыха на каникулах.
2. Ритмика и музыкальная грамота.

Предмет ”Ритмика” является неотъемлемой частью начального образования. Цель данного предмета – активизировать восприятие учащимися музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности.

Ритмические задания решают одновременно несколько задач: развивают музыкальность, координацию движений, активизируют внимание, требуют внутренней собранности. На занятиях ритмикой используется игровой метод как ведущий, так как игра доставляет детям большое удовольствие, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того,игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. Выполняя ритмические движения, имеющие игровой характер, дети учатся различать
темп, особенности ритма и сочетать свои движения с музыкой.

Задачи:
- Развитие музыкальности, чувства ритма, внимания, памяти.

- Формирование музыкально-двигательных навыков.

- Развитие координации тела, ориентировки в пространстве.

- Усвоение простых танцевальных движений.

- Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.

Для решения задач программой предусмотрено:

- Знакомство учеников с простейшими элементами музыкальной грамотычерез движение, ритмические рисунки, хлопки, притопы на основе детского музыкального материала, сказок, песен, считалок, закличек и т.д.

- Овладение навыками координации движений, развитие «мышечного чувства».

- Оздоровление детей через систему движений и правильного дыхания.

Темы.

1.Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движении: характера музыки (веселый, грустный), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (тихо,громко), куплетной формы (вступление, запев, припев), жанров музыки(вальс, полька, марш), пауз (четвертной, восьмой).

2.Упражнения на развитие основных навыков и умений (для корпуса рук, ног, головы в разном характере, темпе, ритме).

3.Ходьба и бег, марш, прыжки, подскоки, галоп.

4.Танцевальные элементы.

5.Музыкальные загадки, сказки, композиции.

6.Упражнения с предметами: мячами, скакалками, бубнами, платочками.

7.Упражнения на развитие координации движений.

8.Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте,построение в круг, движение по кругу.

9.Упражнения для развития художественно-творческих способностей:

«Играем в скакалку, мяч», «собираем ягоду», «проснулись-потянулись»; движения в образе зверей, сказочных персонажей.

10.Танцы-игры на развитие творческих способностей.

11.Танцевально-ритмические этюды.

12.Музыкально-ритмические игры.



 

 

3. Азбука классического танца и партерная гимнастика.


Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения. Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага, прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает воспитанникам постоянно находиться в танцевальной форме.

Цели:

-развитие личности воспитанника;

-социальная адаптация;

-формирование духовно-нравственных ценностей;

-укрепление здоровья;

-подготовка двигательного аппарата обучающихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической сложности;

-воспитание трудолюбия;

-воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

-формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

-активизация мышления, развитие творческого начала;

-активизация интереса к классическому танцу;

-овладение навыками музыкально-пластического интонирования;

-совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных,

исправление физических недостатков);

-развитие пластичности, координации, хореографической памяти,

внимания, формирование технических навыков;

-воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;

-формирование навыков коллективного общения;

-раскрытие индивидуальности.

При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими

принципами:

-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более

сложным;

-чередовать упражнения быстрые и медленные;

-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с

последующим ускорением;

-следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;

-переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;

-объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Темы.

1. Вводное занятие:

-Инструктаж по Т.Б.;

-Беседа о классическом танце.

2.Основы партерной гимнастики:

- упражнения на полу на напряжение и расслабление мышц;

-сокращение и вытягивание стоп;

-упражнения на выработку выворотности ног («бабочка», «жаба»);

-наклоны корпуса к ногам (медленные и резкие);

-упражнения на группы мышц спины («кораблик», «кошечка»);

- упражнения на группу мышц живота («уголок»);

-упражнения на развитие гибкости («лягушка», «кольцо», «мостик»);

-наклоны в сторону;

-упражнения на развитие шага («звездочка»);

-продольные и поперечные шпагаты.

3.Упражнения у станка (лицом к станку):

-постановка корпуса в 6, 1 позициях;

-позиции ног 1, 2;

-releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции. 

-Проучивание 5 позиции ног;

-Relewe на полупальцы в 1,2,5 позициях;

-Проучивание demi plie (маленькое приседание) и grand plie (глубокое

приседание) по 1,2,5 позициям;

-Battement tendu (вытянутый батман) из 1 позиции во всех направлениях

лицом к станку, затем из 5 позиции боком к палке;

-Battement tendu из 1 позиции с demi plie;

-Passe par terre (проведение ноги по полу вперед и назад через 1 позицию);

-Понятие направлений en dehors и en dedans (наружу и внутрь);

-Demi rond de gambe par terre (круг ногой по полу) en dehors и en dedans из 1

позиции;

-Rond de gambe par terre en dehors и en dedans из 1 позиции;

-Battement tendu gete (вытянутый бросковый батман) с 1,5 позиций;

-Положение ног sur le cou de pied (условное спереди и учебное сзади);

-Relewe lents на 45 град. из 1, 5 позиций;

-Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку;

-Растяжка по станку;

-Проучивание preparation, стоя боком к станку.

4.Упражнения на середине зала:

-понятия en fas и epaulement(точки хореографического зала);

-позиции рук: подготовительная, 1,2,3;

-поклон.

-1е port de bras (переводы рук в три позиции);

-Подготовка к вращениям (работа головы по точкам).

5.Упражнения по диагонали:

-pas польки;

-«трамплинные» прыжки.

6.Упражнения на развитие эластичности связок: (releve, наклоны корпуса).

7.Allegro: «трамплинные» прыжки по 6 позиции, «мячики», temps soute по I; II; V позициям

4. Народно-сценический танец.

Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же
национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ, Болгария, Испания, Венгрия и др., что позволяет расширить кругозор детей, развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы,различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость, оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью,
жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). 

Цели:
-ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью
народноготанца;
-воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры
народа;
-приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
-воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно
передать национальный стиль и манеру народного танца;
-создание репертуара ансамбля.


 

Задачи:

-формирование знаний в области народной хореографической культуры;

-развитие эмоциональности и артистичности исполнения;

-овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных

народов;

-развитие исполнительских способностей учащихся.

В задачу 1 года входит знакомство с основными позициями и положениями

рук и ног, положениями головы и корпуса во время исполнения простейших

элементов, освоение этих элементов на середине зала, развитие

элементарных навыков координации движений. Для 1 года обучения

рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского и

белорусского народных танцев.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Обсуждение планов учебного года;

-Беседа об истоках народного танца.

2.Экзерсис на середине зала:

-Поклон в характере русского танца;

-Ходы и проходки на середине зала, выстраивая рисунок квадрат, круг,

диагональ и др.:

а) простой бытовой шаг;

б) переменный ход на всю стопу;

в) переменный ход то на всю стопу, то на полупальцы;

г) ход с первым шагом на каблук;

д) ход с проскальзывающим ударом по свободной 1 позиции;

е) «боярский » ход;

ж) шаг с одним ударом, с двойным.

-«Елочка»;

-«Гармошка»;

-Основные положения рук:

а) подготовительное положение рук- обе руки свободно опущены вдоль

корпуса, кисти повернуты ладонью к корпусу;

б) позиции рук: 1,2,3;

в) подготовка к началу движения- руки на талию, пальцы собраны.

-Положения рук в парных и массовых танцах - «цепочка», «круг»,

«звездочка», «карусель», «корзиночка»;

-Основные положения ног: 1,2,3-я свободные и прямые позиции, 1 и 2

закрытые;

-Раскрывание и закрывание рук:

а) одной руки;

б) двух рук;

в) поочередное раскрывание рук;

г) переводы рук в различные положения;

-Притопы:

а) одинарные;

б) удар всей стопой;

в) шаги с притопом в сторону;

г) тройные;

-Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции;

-Боковые перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции;

-Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах;

-Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя;

-Выведение ноги на каблук из свободной 1 позиции, затем приведение ее в

исходное положение;

-Подготовка на дробные выстукивания;

-Подготовка к присядке (мужское):

а) полуприсядка - полное приседание по 1 позиции;

б) мячики по 6 и 1 позициям;

в) мячики по 1 поз. в повороте по точкам.

-Присядки:

а) по 1 поз. с выносом ноги на каблук вперед и в сторону;

б) с выходом на «разножку» и на «каблучки».

-Хлопки (мальчики):

а) одинарные, двойные, тройные (фиксирующие и скользящие удары);

б) в ладони;

в) по бедру и по голенищу сапога.

-Простые комбинации хлопушек;

-Прыжки на месте:

а) трамплинные;

б) поджатые в сочетании с бегом.

3.Движения по диагонали:

-Шаги с поворотом в продвижении.

-Подготовка на «бегунок».

-Вращения на подскоках по ¼ круга на двух подскоках.

4Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений в

русском характере.

5.Элементы белорусского народного танца «Лявониха» и «Крыжачок»:

-Основные положения рук.

-Основной ход танца «Лявониха».

-Основные движения танца «Лявониха».

-Основной ход и движения танца «Крыжачок».

-Присядка на двух ногах по 6 поз. из стороны в сторону и с выбросом ноги

по диагонали назад.

- Хореографический номер на материале русского танца (например,

«Порушка-Параня»).

5. Танцевальные этюды.
      1. "Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.

  1. «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.

3.Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.

  1. Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
  2. «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
  3. «Вальс» – для закрепления изученных движений.
  4. Вариации с включением изученных элементов.

6. Постановка.
Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.
Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).

Категория: Образовательные программы | Добавил: modd_adm
Просмотров: 129 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0